Электровелосипед Bergamont metric C-9.4

Во время путешествия по Швейцарии мы 4 дня провели в Альпах, в городке Гриндельвальд. Там я взял напрокат электрический горный велосипед Bergamont metric C9.4, раскатал его в хвост и в гриву и хочу поделиться впечатлениями.

SONY DSC

Впечатления от механики

Если забыть о буйной лошади в педалях этого велосипеда, и рассмотреть его с точки зрения просто горного велосипеда — очень качественная модель. Вкратце: прочная и лёгкая, а что самое важное — очень эргономичная рама, достаточно удобный руль, крайне приятная вилка.

Рама

Алюминиевый сплав (6061) с содержанием магния и кремния достаточно прочен и очень лёгок, а самое главное — легко обрабатывается, и производитель применил сразу несколько магических заклинаний технологий формовки — жидкостная формовка под давлением, батирование и горячая формовка. С трудом представляю, как это можно объединить, ну да ладно — поверим немцам.

Рама без излишеств, достаточно удобна, хотя и не подходит для экстрима, на мой взгляд. Мне не удалось заметить никаких признаков изгибания её даже на большой скорости по кочкам. Однако, помните что она в любом случае не так прочна как стандартная горная рама — важный узел жесткости у педалей здесь отсутствует, в нём располагается двигатель.

Вилка

Очень приятная воздушная вилка SRAM Rockshox RL. На руль выведен регулятор жёсткости с двумя положениями. К сожалению, её нельзя полностью зафиксировать — но это и не нужно, на высокой жесткости она вполне хороша на трассе, совершенно не мешает педалированию. Стоит каких-то жутких денег, что-то около 25 тысяч рублей. У меня собственный велосипед стоит 15к :)

Руль

Не знаю что сказать про руль — на нём множество переключателей и всякого обвеса. Стоит регулятор усилия мотора и штатный (!) велокомпьютер. Всё это достаточно удобно расположено, однако у меня так и не удалось поймать равновесия, и приходилось как дурак ехать, держась за руль.

Обвес

Совершенно потрясный переключатель Shimano Deore XT, википедия говорит что это даже «передовой гоночный переключатель». Я в них не разбираюсь, но он пришёлся мне очень по вкусу — переключение плавное, чёткое и удобное.

Ну и в остатке — очень низкий вес в 20кг (вместе с мотором), конечно же дисковая гидравлика, и покрышки Schwalbe с протектором средней злости. Седло — честно, не заметил и сказать нечего. Хуже было если бы я заметил присутствие седла, отзыв точно не был бы хорошим :)

SONY DSC

Белогривые лошадки

Правда, не лошадки а скорее поняшки. В двигателе от BOSCH сидит одна белогривая поняшка (мне хочется чтобы это была Рейнбоу Дэш) мощностью 250 ватт. Казалось бы, цифра небольшая — но этого вполне достаточно для очень резвого педалирования, в гору уклоном 10 градусов можно ехать со скоростью 35 км/ч практически без усилий ногами. Двигатель питается от литий-ионного аккумулятора с зарядом 400 ватт*часов, значит при постоянной езде двигателем запас хода составит около 2 часов и порядка 70км. Впечатляет! Я даже не знаю, где в Москве можно столько ехать, тем более в гору. А для небольшого горного велопохода эта штука подходит идеально.

SONY DSC

Логика работы

Самое, самое главное в этом двигателе — у поняшки есть не только сила, но и мозги! Он по-настоящему усиливает ноги: не просто «нажал кнопку и едешь», а измеряет давление ног на педали, и даёт ещё 185% этой силы. То есть, к примеру, вы можете медленно барражировать вдоль красивых девушек на скамейке в парке, и двигатель будет лишь немного подкручивать педали. А можете со всех сил давить на педали, догоняя НЛО — и двигатель будет работать на всю катушку, на полные свои 250 ватт (мне даже показалось, что ещё больше).

Логика работы даже ещё немного умнее, мотор также определяет случай езды в гору и работает на полную мощность независимо от сил ваших ног. Конечно, стоит вам перестать крутить педали — мотор тоже отключится.

Степень помощи ногам можно регулировать, 5 ступеней от 0% до 285%. Небольшая проблема этих умных мозгов в том, что есть некоторая «мёртвая зона» внизу графика мощности. Если крутить педали совсем дохло — мотор не включится, и у меня был такой момент что я пытался ехать (возле веломагазина) нарочито медленно, и мотор постоянно включался и выключался. Кстати, момент включения двигателя очень приятно ощущается, как резкий толчок в руки. Я вообще люблю высокие ускорения (а цепь у меня и вовсе расходный материал), и здесь такое поведение было очень кстати. Ещё раз — включение не плавное, не растянутое (как можно было бы легко сделать для заботы о братьях наших меньших), а именно резкое. Велосипед «брыкается», а инженеры молодцы :)

Аккумулятор съёмный, его можно унести с собой и зарядить, к примеру на работе.

На трассе

SONY DSC

На трассе поняшка очень помогает. От города в горы шла дорога-серпантин, по которой иногда с натугой проезжали автобусы — а я даже не вспотел, проехав 15 километров и поднявшись на полкилометра вверх. По пути я с лёгкостью сделал велосипедиста на спортивном синглспиде, извинившись перед ним. У меня создалось впечатление троллейбуса между ног — небольшой (очень тихий) писк и шелест шестерёнок где-то внизу, и настоящая тяговитость и очень лёгкое преодоление гор и обгон за счёт высокой тяги. Я ехал в дождь, и немного опасался за жизнь мотора — но ничего, видимо он хорошо загерметизирован.

SONY DSC

Не верьте надписи «MAX 25KM/H» в параметрах мотора. В гору на полной мощности я делал 30 км/ч, а с горы пробовал ехать на той же полной мощности, и догнал до 53 км/ч.

Друг спросил меня, работает ли мотор при езде вниз с горы? Нет, это полностью под вашим контролем. Можно не трогать педали и даже мёртвой хваткой вцепляться в обе ручки тормоза, и мотор будет молчать. Можно же наоборот подкрутить педали, а двигатель подкрутит их за вас и утащит в ближайший кювет — как хорошо, что степень попадания в кювет можно регулировать! Честно говоря, я так и не почувствовал байк до конца, и несколько раз в поворотах у меня возникало ощущение «ну сейчас-то меня точно утащит», но это не говорит о плохой управляемости — она просто несколько другая.

В горах

SONY DSC

С горного серпантина был поворот на специальную лесную велосипедную трассу по пересечённой и очень красивой местности (хотя чего там говорить про красоту — в Альпах всё было непостижимо красиво!), на которой я смог по-настоящему проверить способности байка. Скажу сразу — дух захватывает!

SONY DSCSONY DSC

Только заехав на лесную каменистую трассу, мне сразу пришлось сбросить мощность мотора — он реально брыкался! На корнях и ямах меня порой чуть не выбрасывало из седла даже при очень нежном педалировании. Сцепление с землёй и мелкими камнями слабое, и в сложных местах, где опора перемещалась вперёд и заднее колесо разгружалось, при малейшем касании педалей заднее колесо разбрасывало фонтан камней назад. Выглядело это потрясающе, но для езды было не очень удобно :)После часа покатушек по лесу я всё же научился нормально ехать на полной мощности и скорости не меньше 25 км/ч, но поначалу не стоит так делать, особенно не зная леса.

SONY DSC

Велик весит очень мало, 20 килограмм — это позволяло бы делать хорошие прыжки, но смещённый вниз центр масс несколько путал меня, и за несколько часов катания я так к нему и не привык. Попрыгать по лесу практически не получилось, ну и конечно я не знал этот лес так хорошо, чтобы гнать без опаски. Перспектива угробить вел за 160к меня откровенно пугала :)

Электротяга позволяет не задумываться о расстояниях, стоило мне увидеть жёлтый экскаватор (на первой фотке, в центре кадра на намытом берегу горной речки), как через пять минут я уже был возле него, напугав семью туристов разбрасываемым гравием, и снова без намёка на усталость.

SONY DSC

Закончил путь наверх я на отметке 1536 м, что на 500 м выше пункта проката. На обратном пути сфоткал пару ледников

SONY DSC

В тестовых целях разогнался до 53 км/ч, но это было тяжело и неудобно по двум причинам — шёл дождь и дорога была очень мокрой, а также мешал наклон. Велосипед был настроен на довольно высокую посадку, а перенастраивать у меня уже не было желания — пришлось ехать позади седла :)

Уже в городе я не справился с управлением, как-то сильно разогнался и слишком резко затормозил. Дальше всё ясно — аквапланирование, заднее колесо пошло юзом, и я сложился на асфальт на скорости где-то 40 км/ч. Раны прошли только спустя две недели, но впечатления того стоили!

Жалко, что я не посмотрел карту местности заранее — я не доехал всего 30 км до знаменитого Рейхенбахского водопада!

Заключение

Велосипед, на мой взгляд, очень хорош как для города — для поездок на работу и обратно — так и для трассы, «бешеной собаке сто вёрст не крюк». Уверен что 100 км по более-менее ровной трассе на нём можно сделать за 2-2.5 часа. Но конечно, полностью он себя раскрывает в горах, думаю он хорошо подойдёт для дисциплины вроде даунхилла.

Стоимость велосипеда откровенно пугает, 160к — немаленькая цифра, и на мой взгляд она несколько завышена. Я пока не готов его покупать в личное пользование — просто пока не уверен, стоит оно того или нет.

Ссылка на основную публикацию