Вышла новая версия DivX 10 с кодером H.265 (HEVC). Напомню, что разработчики стандарта обещали до 50% уменьшение размера файла по сравнению с предыдущей версией стандарта, H.264.

Новый кодер был проверен на известном наборе тестовых видео, «Ducks take off» в разрешениях 720p и 1080p. Результаты:

время, сек размер, МБ
H.264 H.265 H.264 H.265
720p 18 312 5,55 4,04
1080p 95 912 18 16,2

Как видим, сжатие улучшилось в среднем на 20%, а времени на кодирование требуется в 10-20 раз больше. Одна из испытанных записей вообще не сжалась ни на йоту. Впрочем, пока рано делать какие-то выводы, поскольку DivX говорят что разработка ещё в процессе, и они собираются выпускать новые версии. К тому же кодер использует только два ядра, и не даёт возможности изменить этот параметр.

По исследованиям, до 80% видеороликов в интернете распространяются в формате H.264. Если удастся перевести их все на новый формат, получится значительная экономия (ну или появятся терабайты нового видео с котами, как всегда и бывает). Но вряд ли стоит ожидать значительного распространения нового стандарта до того, как на него перейдёт YouTube, а верится в это с трудом — они неоднократно заявляли (заявление от 2011 годазаявление от 2013 года) о планах перехода на свой кодек VP8, а потом и на VP9 (к тому же перед ним ясно поставлена цель — добиться лучшего сжатия, чем у H.265). Хотя до сих пор Ютуб в большинстве случаев использует H.264.

Также ожидается, что для просмотра 4К видео потребуется пропускная способность канала 20-30 МБит/с. Конечно, неравномерный пинг и колебания скорости всё испортят, но новость хорошая. Правда, те же Ducks.take.off в 1080p (по обоим осям в 4 раза меньше, т.е. площадь кадра в 16 раз меньше) на текущий момент имеют битрейт в 8 МБит/с. Конечно, справедливости ради стоит сказать, что это очень тяжёлый ролик с множеством мелких деталей, и в реальных видео битрейт будет меньше.

Уже появился опен-сорс декодер H.265: ссылка на Github; разработчики обещают появление в скором времени и открытого кодера. Написан декодер на чистом Си, в состав включён плеер для проверки.

Интересный факт: все методы сжатия изображений и видео основаны на устранении избыточности, и выделения деталей. Меньше деталей — легче сжать, больше деталей — больше размер файла. Но здесь кроется забавная деталь: шум добавляет много мелких деталей. Значит, чем лучше оптика, условия освещения, и самое главное, чем лучше матрица — тем меньше (ненужных) мелких деталей, и меньше размер файла. Так прогресс матриц косвенно влияет на прогресс алгоритмов сжатия.

Ссылки:

Конвертер
Википедия о стандарте H.265